21:30

Сестра Януса
Исповедники

Притча от Германа Гессе





Жили два исповедника, Дион и Иосиф. К ним приходили люди, и те выслушивали их. Как-то к ним зашёл странствующий учёный, любитель наук.



У этого человека, как явствовало из его рассказа, были друзья среди магов и звездочётов. Расположившись на отдых, он просидел час или два у старых отшельников, выказав себя гостем вежливым и словоохотливым, и пространно, учёно и красноречиво говорил о созвездиях и о странствии человека вместе со своими богами через все дома Зодиака в продолжение мирового эона. Он говорил об Адаме, первом человеке, о его тождестве с Иисусом Распятым, и называл миссию Иисуса Адамовым странствием от Древа Познания к Древу Жизни, а райского змия именовал хранителем священного праисточника тёмной бездны, из ночных вод которой возникают все воплощения, все люди и боги. Дион внимательно слушал рассказ учёного, сирийская речь которого была сильно уснащена греческими словами, а Иосиф был немало удивлён, даже возмущен: почему Дион не гневается, не ополчается против его языческих заблуждений, не опровергает их, не проклинает, напротив, казалось, этот умный монолог всезнающего паломника доставляет ему удовольствие, как будто даже вызывает его участие, ибо Дион не только весь обратился в слух, но даже улыбался и частенько кивал в ответ речам, словно они были ему по душе.



Когда учёный ушел, Иосиф, не выдержав, спросил с упрёком:



— Как это у тебя достаёт терпения выслушивать языческие лжеучения? Мне показалось, что ты внимал ему даже с участием, как будто его россказни ласкали твой слух. Почему ты не возражал? Почему не попытался его опровергнуть, обличить и обратить к вере в господа нашего?



Покачивая головой, сидевшей на тонкой, морщинистой шее, Дион ответил:



— Я не опровергал его, ибо это не принесло бы никакой пользы, да я б не смог бы его опровергнуть. В рассуждениях и силлогизмах, в мифологических и астрологических познаниях этот человек намного превосходит меня, я не справился бы с ним. К тому же, сын мой, не моё и не твоё это дело нападать на чью-либо веру с утверждениями, будто вера эта есть ложь и заблуждение. Поистине я слушал этого умного человека не без удовольствия, ты это правильно подметил. Удовольствие мне доставляло его умение говорить, его обильная учёность, но, прежде всего то, что он напомнил мне мою молодость, ибо в молодые годы я занимался этими же науками. Мифы, о которых наш гость так мило с нами беседовал, никоим образом не заблуждения. Это представления и притчи некой веры, в которой мы уже не нуждаемся, ибо мы обрели веру в Иисуса, единственного Спасителя. Для тех же, кто ещё не нашёл нашей веры и, быть может, никогда её не найдёт, их нынешняя вера, берущая начало в мудрости предков, достойна уважения. Разумеется, дорогой мой, наша вера иная, совсем иная. Но если наша вера не нуждается в учении о созвездиях и эонах, ночных водах, мировых материях и прочих подобных символах, это отнюдь не означает, что учения эти ложь и обман.



— Но ведь наша вера, — воскликнул Иосиф, — совершеннее, и Иисус принял смерть ради всех людей: стало быть, мы, познавшие его, должны оспаривать устаревшие учения и ставить на их место новые, истинные!



— Это мы с тобой, да и многие другие давно уже сделали, — спокойно ответил Дион. — Мы — верующие, ибо нами овладела вера, то есть власть Искупителя и его искупительной смерти. А те, другие, мифологи и теологи Зодиака, адепты древних учений, не подпали под эту власть, ещё не подпали, и нам не дано принуждением привести их под эту власть. Разве ты не заметил, Иосиф, как тонко и умно умеет этот мифолог говорить и выстраивать свою игру подобия, и какое он получает от этого удовольствие, как умиротворённо и гармонично живёт, погрузившись в мудрость притч и символов своей мифологии? Видно, что этого человека не гнетёт никакое тяжкое горе, он доволен, ему хорошо. А тому, кто доволен, нам нечего сказать. Чтобы человек взалкал спасения и веры в Спасителя, чтобы он утратил вкус к гармонии и мудрости своих понятий и отважился на великое дерзание веры в искупительное чудо, — для этого надобно, чтобы ему стало плохо, очень плохо, он должен пережить боль и разочарование, горечь и отчаяние, должен почувствовать, что стоит на краю пропасти. Нет, Иосиф, пусть же этот учёный язычник пребывает а своем благополучии, пусть упивается своей премудростью, своими мыслями и своим красноречием! Быть может, завтра или через год, а то и через десять лет он узнает горе, которое развеет в прах его искусство и его мудрость, быть может, убьют жену, которую он любит, или единственного сына, или его настигнут болезнь и нищета, и если мы тогда встретим его, мы примем в нём участие и поведаем ему, как мы допытались одолеть свое горе. И когда он спросит: "Почему же вы не сказали мне этого вчера или десять лет назад?" — мы ответим: "Не знал ты тогда, что такое истинное горе".


Комментарии
03.01.2005 в 23:40

Дело земли -- укрыть победу.
Да, да... А потом пришло мрачное Средневековье, и рьяные защитники веры сажали на костер всякого, кто только открыто отвергал слово Божие... Так, Эстелька, с праздником! Слушай, я сегодня весь день допивал то, что не было выпито в Нагаводнюю ночь, так что у меня почему-то опечаток больше, чем слов правильных. Ты мне вот лучше скажи, к какого рода писателям ты Гессе отношсишь?..
04.01.2005 в 14:28

Сестра Януса
Lonely Wizard, то есть? :)) Разумеется, к писателям ЛЮБИМОГО РОДА:), а таких писателей (которые, тем паче, близки мне по духу) я не могу (да и не желаю) запихивать в рамки какого-либо направления... А может, Гессе один такой, а?;)
04.01.2005 в 16:49

Дело земли -- укрыть победу.
Да все писателя так или иначе единственны в своем роде. Ну, кроме писателей женских романов, детективов и этих фэнтезийных поделок. Есть две-три звездочки и огромная безликая масса...

А Гессе... У меня он связывается с немного кондовым религиозным мировоззрением. Хотя скорее всего я неправ, потому что знаю его творчество откровенно плохо.
04.01.2005 в 19:29

Сестра Януса
Lonely Wizard, смотря что называть кондовым. В моем понимании, кондовое связано с Торквемадой и ему подобными.На мой взгляд, даже в этом рассказе (или тем более в этом рассказе) говориться вовсе не о таком формалистическом подходе (который я, признаться, терпеть не могу).



...а я познакомилась с Германом Гессе весной(!;))2004года, когда мне в руки попали его "Размышления"...
04.01.2005 в 20:21

компьютерный крот
О.. Это из "Игры в бисер".. Сначала прочитал на lib.ru а потом так зацепило, что купил в твердом бумажном варианте... У него по всему тексту такие жемчужины рассыпаны...
05.01.2005 в 01:07

Дело земли -- укрыть победу.
Господи, словами-то каким страшными ругаетесь, аж жуть! :)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail